Главная | Регистрация | Вход                                                 Вы вошли как Гость

Меню сайта

Категории раздела
Кулинария [1]
Другое [0]
Технология пошива [1]
Вышивание [1]
Черчение [2]
Аппликация [6]
Растениеводство [6]

Жизнь сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 554

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Конспекты уроков » Растениеводство

растениеводство
Класс 5
Урок 2
Тема. Приемы обработки почв. Охрана почв.
Раздел № 4: Технология выращивания растений.

I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
- Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий о приемах обработки почв, о влиянии деятельности человека на состояние почв, основ экологических знаний, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся.
- Развивающая: способствовать развитию образовательной, информационной, социальной, поликультурной, коммуникативной компетентностей учащихся.
- Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе, способствовать формированию активной жизненной позиции в вопросах охраны окружающей среды.
- Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли с/х - растениеводства и для профессий в области экологии.
- Научно-исследовательская: исследование влияния деятельности человека на состояние почв и разработка комплекса мер по бережному использованию земельных ресурсов Украины.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- Мастерская трудового обучения;
- Проектор, экран, ноутбук;
2. Дидактическое обеспечение:
- Рабочая тетрадь;
- Страничка ученика «Основные приемы обработки почвы»
- Видеоролик «Влияние деятельности человека на состояние почв»
Материалы для контроля знаний учащихся:
- «Подумай и ответь» по уроку «Типы почв. Инструменты для обработки почвы». Методы обучения: проверочная работа по карточкам, рассказ, наглядный (видеоролик), учебная групповая работа, творческая индивидуальная работа, презентация творческих работ учащихся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, экология, география, технология выращивания растений.
Понятия и термины: лущение, вспашка, боронование и шлейфование, культивация, прополка, мульчирование, эрозия почв.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и применения знаний на практике.

II. Ход урока:

1. Организационный момент:
- Приветствие;
- Назначение дежурных в классе;
- Проверка наличия учащихся;
- Заполнение учителем классного журнала;
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Настраивание учащихся на работу.

2. Проверка изученного ранее.
Проверка проводится по карточкам «Подумай и ответь» по уроку «Типы почв. Инструменты для обработки почвы».

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Почвы на Земле разные, как и растительность, но практически все они пригодны для выращивания растений, если с ними правильно обращаться. Следует помнить. Что любая почва может очень скоро истощиться и не давать ожидаемых результатов. Почему такое возможно? Ведь в естественных природных условиях плодородная сила земли не убывает. Как и тысячи лет назад, почвы кормят леса, степи и луга нашей планеты. Но заметьте, растения и все живое возвращают в почву питательные вещества и при жизни, и отмирая. Этими веществами питаются уже новые поколения. Получается круговорот веществ: почва - все живое - почва. Когда же человек начинает изымать с урожаем то, что ежегодно должно было возвращаться в землю, он нарушает вековые природные процессы, и плодородие ее начинает заметно убывать. Отсюда вывод: хочешь получить качественный высокий урожай - позаботься о почве, накорми ее, а через нее и само растение. Но, прежде всего, необходимо знать, какие приемы обработки почвы выработало человечество.

4. Тема урока
Ученики делают запись в тетрадь. ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ ПОЧВ. ОХРАНА ПОЧВ

5. Определение задач для учащихся на урок.

Вы узнаете:
- Основные приемы обработки почвы.
- О зависимости приемов обработки почвы от времени года.
- О влиянии деятельности человека на состояние почв.

Вы проведете творческую работу: «Разработка комплекса мер по бережному использованию земельных ресурсов Украины»

6. Актуализация знаний учащихся (микрофон).
- Какие вы знаете приемы обработки почв?
- Для чего их применяют?
- Кто из вас помогает родителям на земельном участке?

7. Изучение нового материала.
Приемы обработки почвы (работа в группах). На данном этапе учитель выступает в роли организатора учебного процесса. Учащиеся объединяются в 4 группы. Каждая группа получает страничку ученика. Странички ученика 1, 2, 3 для сильных групп, страничка ученика 4 с легким текстом. Изучив предложенный материал, учащиеся каждой группы должны донести информацию до остальной части коллектива (форма любая). Страничка ученика - смотри в приложении к уроку. Во время выступления группы происходит смена деятельности учащихся (физкультминутка).

Ученики делают записи в тетради «Обработка почвы»
Охрана почв (рассказ учителя )
Интенсивное воздействие человека на окружающую среду резко сказывается на сокращении природных ресурсов, в том числе и на состоянии почвенного покрова планеты. На протяжении истории воздействие человеческого общества на почвенный покров непрерывно возрастало. В отдаленные времена бесчисленными стадами была уничтожена растительность и вытоптана дернина на обширной территории. Ветер довершил уничтожение почв. В более близкое время в результате бездумного полива десятки миллионов гектаров плодородных почв превратились в засоленные земли и соленые пустыни. В 20 веке большие площади высокоплодородных пойменных почв были затоплены или заболочены в результате строительства плотин и водохранилищ на крупных реках. На сегодняшний день главная проблема мирового земельного фонда — деградация сельскохозяйственных земель. Под такой деградацией понимают истощение почвенного плодородия, эрозию почв, их загрязнение, снижение биологической продуктивности естественных пастбищных угодий, засоление и заболачивание орошаемых площадей, отчуждение земель для нужд жилищного, промышленного и транспортного строительства. По некоторым расчетам человечество уже потеряло 2 млрд. га некогда продуктивных земель. Только из-за эрозии ежегодно из сельскохозяйственного оборота выпадает 6-7 млн. га. При нарушении естественного растительного покрова под воздействием ветра и атмосферных осадков может происходить разрушение верхних горизонтов почвы. Это явление получило название эрозии почвы. Эрозия — один из наиболее интенсивно протекающих процессов разрушения почвенного покрова. Почва теряет мелкие частички и меняет химический состав. Из нее выносятся важнейшие химические элементы — гумус, азот, фосфор и др. А на восстановление требуются сотни лет. Но самая отрицательная сторона эрозии заключается в том, что причиной разрушения структуры почвы очень часто является человек.
Показ видеоролика «Влияние деятельности человека на состояние почв» Защитная способность почв имеет свои пределы, поэтому охрана почв является актуальной задачей. Землю необходимо оградить от влияния процессов, разрушающих ее ценные свойства — структуру, содержание почвенного гумуса, микробного населения, и в то же время от поступления и накопления вредных и токсичных веществ. Эффективная защита почв от любой эрозии возможна лишь при плановом и систематическом внедрении комплекса противоэрозийных мероприятий, разработанного с учетом конкретных природно-экономических условий каждого отдельного района. А для того, чтобы сохранить плодородие почвы на небольшом личном участке, необходимо постоянно вносить в нее органические вещества. Не сжигать солому, а измельчать ее и разбрасывать по участку. Не выбрасывать ботву, сорняки, траву и кухонные отходы на помойку, а компостировать и вносить в почву в качестве мульчи. Такие несложные меры очень действенны и вполне выполнимы и на пришкольном участке.

8. Творческая работа «Разработка комплекса мер по бережному использованию земельных ресурсов Украины»

Вступительный инструктаж учителя:
Вы просмотрели видеоролик, а теперь представьте себя в роли министра сельского хозяйства, продумайте и запишите комплекс мер по бережному использованию земельных ресурсов Украины. Выполнив задание, ознакомьте одноклассников со своим планом действий. После обсуждения, вложи его в портфолио по технологии. Самостоятельное выполнение учащимися творческой работы
Обсуждение результатов работы.

9. Подведение учителем итогов урока:
- Сообщение учителя о достижениях целей урока;
- Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;
- Сообщение темы следующего урока;
- Задание учащимся для подготовки к следующему уроку. Уборка рабочих мест.






Подумай и ответь!



1. Перечисли инструменты, используемые для обработки почвы, и их назначение.

2. Выбери один из инструментов для обработки почвы и определи правила работы с ним.

3. Соедини соответствующее: Песчаные почвы –


Илистые почвы –


Торфяные почвы –


Меловые почвы –


Глинистые почвы–


А) довольно мелкие и легко проницаемые, характеризуются средним плодородием, самые светлые, белесые и рассыпчатые.

Б) обладают неплохими водоудерживающими свойствами и плодородием, гладкие или даже мылкие на ощупь. Грунт может сохранять отпечаток, если его надавить пальцем.

В) сухие, легкие, хорошо проницаемые почвы легко обрабатываются, но относительно неплодородны, не прилипают к пальцам.

Г) тяжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом.

Д) влажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и известкованы, прекрасно обеспечивают рост и развитие растений, темные на вид, почти черные и рыхлые.




Страничка ученика (1)

 Основные приемы обработки почвы - вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.

Лущение - прием обработки почвы, обеспечивающий рыхление, частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков. Лущение предшествует вспашке. На школьных участках большой площади лущение проводят с помощью мини-трактора или культиватора на глубину 4 – 10 см. Небольшие опытные участки обрабатывают ручными инструментами – мотыгами. Лущение способствует уничтожению сорняков, созданию рыхлого поверхностного слоя почвы и выравниванию участка. После лущения прекращается подъем воды по капиллярам и тем самым сокращается испарение ее с поверхности почвы, что повышает влажность почвы. Лучший срок проведения лущения - сразу после уборки или одновременно с ней.
Вспашка (перекопка) - прием обработки почвы, обеспечивающий оборачивание и рыхление обрабатываемого слоя, а также заделку удобрений и остатков растений. Проводят вспашку с помощь средств малой механизации или с помощью перекопочной лопаты. В процессе вспашки подрезается наиболее уплотненная часть поверхностного слоя почвы и сбрасывается на дно борозды без крошения. Если почва бедна, ее состояние можно улучшить внесением органики. В верхнем слое почвы имеется большое количество семян и корневищ сорняков, яиц и личинок вредителей. Вспашка способствует глубокой их заделке, где большинство из них погибает. Глубина культурной вспашки должна быть не менее 20 см. Она зависит от биологических особенностей возделываемых культур, типа почвы, климатических условий и других факторов. Время вспашки зависит от климатических условий, состояния почвы на участке, биологических особенностей культур. При слишком ранней вспашке почва будет глыбистой; обработка пересохшей почвы приведет к излишнему разрушению ее структуры.

Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:
ОБРАБОТКА ПОЧВЫ
   ОСЕНЬ                                                                                 ВЕСНА – ЛЕТО
- лущение                                                                                  - шлейфование
- удобрение почвы                                                                     - боронование
- вспашка                                                                                   - культивация
                                                                                                  - прополка
                                                                                                  - полив
                                                                                                  - рыхление
                                                                                                  - мульчирование

Страничка ученика (2)

Основные приемы обработки почвы - вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.

Боронование и шлейфование - обработка почвы, заключающаяся в рыхлении, измельчении и небольшом перемешивании почвы без оборота пласта (культиваторы или грабли и рыхлители). Боронование применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за вспашкой, заделки минеральных удобрений до посева, посадки, а также для уничтожения всходов сорняков. Основная цель шлейфования - выравнивание почвы с легким рыхлением, при этом она распыляется меньше, чем при бороновании.
Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка. Особенно сильно это выражено на почвах глинистых и суглинистых с плохой структурой. Образование почвенной корки приводит к сильному иссушению почвы, затрудняет доступ воздуха к корням, в результате чего снижается микробиологическая деятельность, ухудшается питание растений и, следовательно, их рост. Часто рыхление образно называют сухой поливкой. Рыхление проводят рыхлителями или мотыгами на 2-3-й день после сильного дождя или обильного полива, как только почва немного подсохнет и будет хорошо крошиться. На больших участках используют культиваторы. Рыхление сочетают с прополкой сорняков, а иногда и с подкормкой.

Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:
ОБРАБОТКА ПОЧВЫ
   ОСЕНЬ                                                                                 ВЕСНА – ЛЕТО
- лущение                                                                                  - шлейфование
- удобрение почвы                                                                     - боронование
- вспашка                                                                                   - культивация
                                                                                                  - прополка
                                                                                                  - полив
                                                                                                  - рыхление
                                                                                                  - мульчирование

Страничка ученика (3)

Основные приемы обработки почвы - вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.

Культивация - обработка почвы, приводящая к рыхлению поверхностного слоя и уничтожению сорной растительности. Ее проводят на большую глубину, чем боронование. Применяют при обработке незанятых площадей и междурядий (средства малой механизации или мотыги). Основное назначение культивации - обработка уже вспаханной почвы по мере ее зарастания сорняками и образования почвенной корки. Культивацию целесообразно проводить перед посадкой или посевом любой культуры и использовать для ухода за растениями.
Прополка - один из обязательных приемов ухода. До смыкания растений проводят обычно две-три прополки (полольниками), как правило, после культивации или одновременно с ручным рыхлением. Во время прополки необходимо тщательно удалять корни и корневища сорняков, так как каждый отрезок корневища пырея, например, дает новое растение. Вырванные сорняки собирают и выносят за пределы участка, в компостную яму. Лучше всего прополку проводить после полива или хорошего дождя, когда почва бывает достаточно рыхлой. Если прополку своевременно не провели, цветущие сорняки необходимо скосить, иначе созревшие и опавшие семена дадут в последующем большое количество сорных растений.

Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:
ОБРАБОТКА ПОЧВЫ
   ОСЕНЬ                                                                                 ВЕСНА – ЛЕТО
- лущение                                                                                  - шлейфование
- удобрение почвы                                                                     - боронование
- вспашка                                                                                   - культивация
                                                                                                  - прополка
                                                                                                  - полив
                                                                                                  - рыхление
                                                                                                  - мульчирование


Страничка ученика (4)


Основные приемы обработки почвы - вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.

Мульчирование, т. е. покрытие почвы в междурядьях и в рядах между растениями, листьями, резаной соломой, песком, торфом, перегноем, навозом, мульчбумагой, перфорированной пленкой и другими материалами. Слой торфа, перегноя, навоза должен быть не менее 2-5 см. Укладывают его на хорошо обработанную, выровненную почву. Под мульчирующим слоем почва остается рыхлой, в ней лучше сохраняется влага, подавляется рост сорняков, создается более постоянный (без резких колебаний) температурный режим, так как активнее идет поглощение тепловых лучей, почва меньше охлаждается, улучшается газообмен, что благоприятно действует на микробиологические процессы, способствующие обогащению почвы различными питательными веществами.

Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:
ОБРАБОТКА ПОЧВЫ
   ОСЕНЬ                                                                                 ВЕСНА – ЛЕТО
- лущение                                                                                  - шлейфование
- удобрение почвы                                                                     - боронование
- вспашка                                                                                   - культивация
                                                                                                  - прополка
                                                                                                  - полив
                                                                                                  - рыхление
                                                                                                  - мульчирование


Категория: Растениеводство | Добавил: Лучик (22.11.2009)
Просмотров: 9211 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 2
2 Эльза  
0
Спасибо..молодцы

1 люда  
0
скопировала все ваши уроки по с/х труду. все такие разные и интересные. спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Поиск


Календарь

Архив записей

Наши сайты



Друзья сайта

http://trudove.org.ua/- Учителю трудового навчання

Торезcкая школа-интернат

Наши друзья

Copyright MyCorp © 2024