Класс 5
Урок 3
Тема. Основы графической грамоты Раздел № 1: Проектирование изделий (первый урок в теме «Графическое изображение деталей»)
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
- Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий о чертеже, техническом рисунке, о типах линий, масштабе и нанесении размеров; Способствовать формированию у учащихся умений и навыков построения линий различных типов, навыков работы чертежными инструментами.
- Развивающая: способствовать развитию умственных способностей, пространственного мышления, внимания и аккуратности в работе.
- Воспитательная: создать оптимальные условия для развития у учащихся желания участвовать в трудовом процессе.
- Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений, профессионально важных качеств, необходимых для профессии чертежника. Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база:
- Мастерская трудового обучения;
- Проектор, экран, ноутбук;
- Чертежные инструменты;
- Альбомный лист. 2. Дидактическое обеспечение:
Рабочая тетрадь;
Страничка ученика «Типы линий»;
Материалы для контроля знаний учащихся:
- Карточки-задания «Подумай и ответь» к теме «Проектирование изделий». Методы обучения: рассказ, самостоятельная работа по видеоролику, наглядный (компьютерная презентация, видеоролик). Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа. Понятия и термины: Чертеж, технический рисунок, масштаб, чертежные инструменты, чертежные линии. Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков. Видеоурок. Урок одновременного обучения. Урок с использованием ИКТ.
II. Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие;
Назначение дежурных в классе;
Проверка наличия учащихся (1 учитель);
Заполнение учителем классного журнала (1 учитель);
Проверка готовности учащихся к уроку (2 учитель);
Настраивание учащихся на работу (2 учитель). 2. Проверка ранее изученного материала.
Проверка проводится по карточкам-заданиям «Подумай и ответь» к теме «Проектирование изделий»
1 учитель проводит инструктаж по заполнению карточек. 2 учитель раздает карточки.
После заполнения учащимися карточек дежурный собирает их, 1 учитель переходит к следующему этапу урока, 2 учитель готовит показ презентации «Необходимость использования чертежей при изготовлении изделий» Далее работа между учителями распределяется так: 1 учитель озвучивает материал, 2 учитель работает за проектором. 3. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд 2 «Чертежник») Для изготовления любого изделия необходимо знать, каковы его форма, размеры, как соединяются между собой детали. Ответы на эти вопросы можно найти на чертеже. (слайд 3, 4, 5 «Изделия и их чертежи») Вот мы видим маленькую шестеренку и рядом ее чертеж. А вот даже юбку нельзя пошить без чертежа. А тут огромная лодка и ее размеры на чертеже. 4. Тема урока (слайд 6 «Тема урока»). Ученики делают запись в тетрадь. Основы графической грамоты
5. Определение задач для учащихся на урок (слайд 7 «Задачи урока»). Вы узнаете: Что такое чертеж, технический рисунок, масштаб. Какие инструменты необходимы для построения чертежей Какие бывают линии. Как наносятся размеры. Вы научитесь: Строить линии по видеоролику. 6. Актуализация знаний учащихся (микрофон). Как вы думаете, что такое чертеж?
Что можно узнать по чертежу? 7. Подача учителем нового материала (рассказ с демонстрацией) (слайд 8 «Чертеж детали»). Ученики делают записи в тетради. Чертеж детали - это графическое изображение детали и данные, необходимые для ее изготовления. Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека - строительством укреплений, домов, храмов и др. Сначала чертежи выполняли на земле в том месте, где необходимо было вести строительство. Затем их стали выполнять на камне, глиняных плитах и др. Сейчас существуют специальные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления чертежей во всех отраслях промышленности, строительства, транспорта, а также в учебных заведениях. Такие правила помогают понять чертеж, сделанный одним человеком, другим людям. Но часто по чертежу трудно представить, как выглядит деталь. Тогда используют еще и технический рисунок. (слайд 9 «Технический рисунок»). Ученики делают записи в тетради. Технический рисунок – это наглядное изображение, выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров предмета
Золотистыми искорками пляшут пылинки в лучах солнечного света, льющегося из высоких окон. Скрип грифеля, мягкий шелест листов бумаги, тихий стук мерных линеек - в чертежном цехе царит непередаваемая атмосфера непрерывной работы над чем-то очень важным, жизненно необходимым для всех. Профессия чертежника требует невероятного сосредоточения, точности и усидчивости. Результат его труда необходим для работы любому мастеру, занимающемуся созданием изделий. А чертят чертежи и технические рисунки с помощью чертежных инструментов (слайд 10 «Чертежник»). (слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16 «Чертежные инструменты»). Учитель озвучивает, называя инструменты и их назначение. (слайд 17 «Будь внимателен!») Мы уже многое знаем о чертежах. А ответьте мне, как можно сделать чертеж большого изделия или очень маленького, чтобы он был понятен? Не станем же мы чертить, например, КАМАЗ в натуральную величину? Конечно, нет. В таких случаях используют масштаб. С помощью масштаба можно чертеж сделать меньше или больше, чем изделие, не теряя при этом никаких данных. (слайд 18 «Масштаб»). Ученики делают записи в тетради. Масштабом называют число, которое показывает во сколько раз изображение на чертеже больше или меньше самой детали. Масштабы уменьшения М 1:2; М 1:5 и т.п. Масштаб увеличения М 2:1; М 5:1 и т.п. Ну и узнать по чертежу реальные размеры изделия мы можем, посмотрев на числа возле стрелок. Посмотрите внимательно, как наносят размеры на чертежах (слайд 19 «Нанесение размеров»). Все размеры пишут в миллиметрах и ставят их над стрелочками, соединяющими выносные линии, которые показывают, где находится этот размер. 8. Физкультминутка. Физкультминутка проводится в виде инсценированного стишка 1 учитель озвучивает его, 2 учитель показывает движения. Я - линейка.
Прямота - Главная моя черта.
Знает каждый школьник,
Как нужен треугольник.
Начертить вам уголки
Не позволю от руки.
Я — малютка-карандашик.
Исчертил я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Я — ластик. Я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!
А я циркуль лихой
Черчу круг одной ногой.
Вместе мы одна семья,
Для чертежника друзья
9. Практическая работа «Построение линий»: Вступительный инструктаж учителя: 2 учитель проводит инструктаж, 1 учитель проверяет организацию рабочего места.
Практическая работа, которую вам предстоит выполнить, называется: «Ознакомление с типами линий»;
Работу вы будете выполнять по видеоролику, который увидите на экране;
В результате работы вы получите такой чертеж (образец выполненной работы демонстрируется на экране);
Работу вы будете выполнять на уже оформленных листах бумаги, используя линейку и карандаш. Вам раздают учебное пособие «Типы линий». Изучите его и используйте его при работе. Самостоятельная работа учащихся по видеоролику. Оба учителя контролируют работу 9.3. Текущий инструктаж учителя:
Проверка организации начала работы учащихся; Проверка организации рабочих мест учащихся; Соблюдение санитарных норм и гигиены труда во время выполнения задания.
Проверка правильности использования учащимися инструментов;
Инструктаж учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
Оказание помощи тем учащимся, которые слабо подготовлены к выполнению задания;
Контроль умения бережного отношения учащихся к средствам обучения и средствам труда;
Рациональное использование учебного времени учащихся. Заключительный инструктаж учителя: Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
Обсуждение типичных ошибок;
Выявление причин ошибок, допущенных учащимися;
Повторное пояснение учителем способов устранения ошибок. Подведение учителем итогов урока: Сообщение учителя о достижениях целей урока;
Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;
Сообщение темы следующего урока;
Задание учащимся для подготовки к следующему уроку. Уборка рабочих мест.
Дидактическое обеспечение
Подумай и ответь!
1. Что такое проектирование изделий?
2.Поставь этапы проектирования в правильной последовательности: -Внесение изменений в базовый чертеж, соответственно придуманному образу.
-Отображение образа на бумаге.
-Создание макета (при необходимости).
-Изготовление выкроек или лекал.
-Выполнение базового чертежа.
-Создание воображаемого образа.
-Выбор объекта деятельности.
3. Используя фантазию, создай из каждого рисунка новый объект:
Страничка ученика.
Типы линий
При выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая из них имеет свое назначение.
Сплошная толстая основная линия Толщина S = от 0,5 мм до 1,4 мм
Применяют для изображения видимых контуров предмета
Сплошная тонкая линия Толщина от S/3 до S/2
Для проведения выносных и размерных линий
Штриховая линия Толщина от S/3 до S/2. Длина штрихов 2-8 мм, расстояние между ними 1-2 мм
Линии невидимого контура
Штрихпунктирная линия Толщина от S/3 до S/2. Длина штрихов 5-30 мм. Расстояние между ними 3-5 мм
Осевые и центровые линии
Штрихпунктирная с двумя точками Толщина от S/3 до S/2. Длина штрихов 5-30мм. Расстояние между ними 4-6 мм
Линии сгиба
Сплошная волнистая линия
Толщина от S/3 до S/2
Используют как линию обрыва, когда изображение дано не полностью
|