Тема. Построение параллельных и перпендикулярных линий
Раздел № 1: Проектирование изделий (второй урок в теме «Графическое изображение деталей)
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий о параллельных и перпендикулярных линиях, закрепить знания о типах линий,;
Способствовать формированию у учащихся умений и навыков построения параллельных и перпендикулярных линий, закрепить навыки работы чертежными инструментами.
Развивающая: способствовать развитию умственных способностей, пространственного мышления, внимания и аккуратности в работе.
Воспитательная: создать оптимальные условия для развития у учащихся желания участвовать в трудовом процессе.
Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений, профессионально важных качеств, необходимых для профессии чертежника.
1. Материально-техническая база:
Мастерская трудового обучения;
Проектор, экран, ноутбук;
Чертежные инструменты;
Альбомные листы.
2. Дидактическое обеспечение:
Рабочая тетрадь;
Учебно-техническая документация (УТД); - Инструкционные карты «Построение перпендикулярных линий»;
Материалы для контроля знаний учащихся: - Карточки-задания «Подумай и ответь» к теме «Основы графической грамоты».
Методы обучения: рассказ, самостоятельная работа по инструкционным картам и видеоролику, наглядный (компьютерная презентация, видеоролик).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа.
Понятия и термины: параллельные линии, прямой угол, перпендикулярные линии.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков. Видеоурок. Урок одновременного обучения. Урок с использованием ИКТ.
II. Ход урока:
1. Организационный момент:
Приветствие;
Назначение дежурных в классе;
Проверка наличия учащихся (1 учитель);
Заполнение учителем классного журнала (1 учитель);
Проверка готовности учащихся к уроку (2 учитель);
Настраивание учащихся на работу (2 учитель).
2. Проверка ранее изученного материала.
Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке. Как вы усвоили материал мы проверим по карточкам «Подумай и ответь». Проверка проводится по карточкам-заданиям «Подумай и ответь» к теме «Основы графической грамоты» 1 учитель проводит инструктаж по заполнению карточек. 2 учитель раздает карточки. После заполнения учащимися карточек дежурный собирает их, 1 учитель переходит к следующему этапу урока, 2 учитель готовит показ презентации «Основы графической грамоты. Урок 2».
Далее работа между учителями распределяется так: 1 учитель озвучивает материал, 2 учитель работает за проектором.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создавая изделия, человек сталкивается с необходимостью использования чертежей. Для того чтобы построить чертеж, нужно научиться правильно строить линии (слайд 2 «Чертежник»). Выполняя построение чертежа, чертежник использует линии, которые могут либо пересекаться, либо не пересекаться (слайд 3 «Основы построения»). На слайдах вы как раз и видите такие линии, те, что пересекаются, выделены зеленым цветом, а те, что не пересекаются – красным (слайд 4 «Чертежи»). О том, как называются эти линии, и как их строят вы, узнаете на этом уроке.
4. Тема урока (слайд 5 «Тема урока»). Ученики делают запись в тетрадь.
Построение параллельных и перпендикулярных линий.
5. Определение задач для учащихся на урок (слайд 6 «Задачи урока»).
Вы узнаете:
Какие линии называются параллельными.
Какие линии называются перпендикулярными.
Вы научитесь:
Строить параллельные линии по видеоролику.
Строить перпендикулярные линии по инструкционной карте.
6. Актуализация знаний учащихся («Микрофон»). (Слайд 7 «Чертежные инструменты»).
Назовите чертежные инструменты и определите их назначение.
Учащиеся называют один инструмент и определяют его назначение. (Слайд 8 «Типы линий»). Посмотрите на экран и вспомните, как называются линии изображенные на слайде.
7. Подача учителем нового материала (рассказ с демонстрацией) (слайд 9 «Параллельные линии»). Ученики делают записи в тетради. Две линии называются параллельными, если они не пересекаются, сколько бы их не продолжали. Для закрепления понятия параллельных линий учащимся демонстрируется слайд с 4 группами линий, из которых одна только имеет параллельные линии. Ученики должны найти, какая из них. (Слайд 10 «Линии»).
Понятие прямого угла. Поскольку учащиеся 5 класса еще не знакомы с понятием «прямой угол», следует их подвести к пониманию этого термина. (Слайд 11 «Прямоугольник»). Посмотрите на экран и скажите, какая фигура изображена на нем. Правильно, это прямоугольник. А называется он так потому, что у него все углы прямые. (Слайд 12 «Геометрические фигуры»). Посмотрите на следующий слайд. Давайте определим, у каких фигур еще есть прямые углы. (Слайд 13 «Перпендикулярные линии»).
Ученики делают записи в тетради. Две линии называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом.
8. Физкультминутка.
Физкультминутка проводится в виде инсценированного стишка 1 учитель в это время заполняет журнал, 2 учитель озвучивает стих и показывает движения.
Параллельные линии – бегуны-недотроги,
Параллельные линии – их не скрестишь, как ноги,
Их не стиснешь до боли кулачком пятипалым, Параллельные линии – поперечные шпалы.
А теперь, давайте покажем, как выглядят горизонтальные параллельные линии (учащиеся вытягивают руки вперед). А теперь покажем вертикальные параллельные линии (учащиеся поднимают руки вверх). Потянулись, садитесь на места. 2 учитель готовит видеоролик к показу. 1 учитель выполняет психологический настрой класса: сейчас я вам задам несколько вопросов, а вы ответите на них без слов – кивком головы. Вам нравится урок? Вы отдохнули? Вы готовы работать?
9. Практическая работа №1 «Построение параллельных линий» по видеоролику: 1 учитель проводит инструктаж, 2 учитель контролирует организацию рабочего места.
9.1. Вступительный инструктаж учителя:
Первая практическая работа, которую вам предстоит выполнить, называется: «Построение параллельных линий»;
Работу вы будете выполнять по видеоролику, который увидите на экране;
В результате работы вы получите такой чертеж (образец выполненной работы демонстрируется на экране);
Работу вы будете выполнять на уже оформленных листах бумаги, используя линейку, треугольник и карандаш.
9.2. Самостоятельная работа учащихся по видеоролику. Оба учителя контролируют работу учащихся
9.3. Текущий инструктаж учителя:
Проверка организации начала работы учащихся;
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Соблюдение санитарных норм и гигиены труда во время выполнения задания.
Проверка правильности использования учащимися инструментов;
Инструктаж учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
Оказание помощи тем учащимся, которые слабо подготовились к выполнению задания;
Контроль умения бережного отношения учащихся к средствам обучения и средствам труда;
Рациональное использование учебного времени учащихся.
9.4. Заключительный инструктаж учителя:
Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
Обсуждение типичных ошибок;
Выявление причин ошибок, допущенных учащимися;
Повторное пояснение учителем способов устранения ошибок.
10. Практическая работа №2 «Построение перпендикулярных линий»:
Построение перпендикулярных линий выполняется именно этим способом, в связи с особенностями построения чертежей изделий на уроках трудового обучения.
10.1. Вступительный инструктаж учителя:
Вторая практическая работа, которую вам предстоит выполнить, называется: «Построение перпендикулярных линий»;
Работу вы будете выполнять по видеоролику и инструкционным картам. Для успешного выполнения задания по инструкционным картам необходимо внимательно читать и выполнять каждый пункт.
Работу вы будете выполнять на уже оформленных листах бумаги, используя треугольник и карандаш. Возьмите в руки треугольник: «Какой угол у треугольника прямой?». Значит, для построения перпендикулярных линий нам нужен этот угол треугольника.
10.2. Самостоятельная работа учащихся по инструкционным картам.
10.3. Текущий инструктаж учителя:
Проверка организации начала работы учащихся;
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Соблюдение санитарных норм и гигиены труда во время выполнения задания.
Проверка правильности использования учащимися ИК;
Инструктаж учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
Оказание помощи тем учащимся, которые слабо подготовились к выполнению задания;
Контроль умения бережного отношения учащихся к средствам обучения и средствам труда;
Рациональное использование учебного времени учащихся.
10.4. Заключительный инструктаж учителя:
Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
Обсуждение типичных ошибок;
Выявление причин ошибок, допущенных учащимися;
Повторное пояснение учителем способов устранения ошибок.
11. Подведение учителем итогов урока:
Сообщение учителя о достижениях целей урока;
Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;
Сообщение темы следующего урока;
Задание учащимся для подготовки к следующему уроку.
Уборка рабочих мест.
Дидактическое обеспечение
Подумай и ответь!
Вставьте пропущенные слова.
А) …………………………это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций.
Б) ………………………… это наглядное изображение, выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров предмета.
В) ………………………… это число, которое показывает во сколько раз изображение на чертеже больше или меньше самой детали.
Г) …………………………это графическое изображение детали и данные, необходимые для ее изготовления.
Масштаб, эскиз, технический рисунок, чертеж детали.
Заполни пропущенные места.
?
?
Сплошная тонкая линия
?
Для проведения выносных и размерных линий
Штриховая линия
?
Штрихпунктирная линия
?Осевые и центровые линии
Штрихпунктирная с двумя точками
?
??Используют как линию обрыва, когда изображение дано не полностью
Инструкционная карта.
Практическая работа № 2
Тема. Построение перпендикулярных линий
Цель. Закрепить знания о простейших геометрических построениях. Научиться строить перпендикулярные линии. Вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении чертежных работ.
Оборудование. Угольник, карандаш, оформленный альбомный лист.
Теоретические сведения
Две прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом. Ход работы
Возьмите угольник и карандаш. Положите угольник и проведите линии по сторонам угольника, образующим прямой угол
Разверните угольник и продлите линии.
Начертите перпендикулярные линии: а) сплошной тонкой линией (выполнили по видеоролику); б) сплошной толстой линией; в) штрихпунктирной линией.