Главная | Регистрация | Вход                                                 Вы вошли как Гость

Меню сайта

Категории раздела
Кулинария [1]
Другое [0]
Технология пошива [1]
Вышивание [1]
Черчение [2]
Аппликация [6]
Растениеводство [6]

Жизнь сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 554

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Конспекты уроков » Растениеводство

растениеводство
Класс 5
Урок 1
Тема. Типы почв. Инструменты для обработки почвы.
Раздел № 4: Технология выращивания растений.

I. Дидактическое обоснование урока
 
Цели урока:
- Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий о типах почв, плодородии почвы, ознакомить с инструментами, применяемыми для ручной обработки почвы и с правилами безопасной работы на школьном учебно-опытном участке, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся.
-Развивающая: способствовать развитию образовательной, информационной, поликультурной компетентностей учащихся.
-Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
- Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли с/х - растениеводства.
-Научно-исследовательская: исследование влияния научно-технического прогресса на усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда на основе актуализации жизненного опыта учащихся.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- Мастерская трудового обучения;
- Проектор, экран, ноутбук;
2. Дидактическое обеспечение:
- Рабочая тетрадь;
- Страничка ученика «Правила охраны труда и санитарии во время работы на школьном учебно-опытном участке»;
- Материалы для контроля знаний учащихся: - Домино «Подумай и ответь» по правилам охраны труда и санитарии во время работы на школьном учебно-опытном участке
Методы обучения: рассказ, наглядный (компьютерная презентация), творческая групповая работа, игра «Домино», самостоятельное изучение правил охраны труда.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, география.
Понятия и термины: сельское хозяйство, почва, гумус, плодородие почвы, типы почв, сельскохозяйственные инструменты.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и актуализации жизненного опыта. Урок одновременного обучения.

II. Ход урока:

1. Организационный момент:
- Приветствие;
- Назначение дежурных в классе;
- Проверка наличия учащихся (1 учитель);
- Заполнение учителем классного журнала (1 учитель);
- Проверка готовности учащихся к уроку (2 учитель);
- Настраивание учащихся на работу (2 учитель).
Далее работа между учителями распределяется так: 1 учитель озвучивает материал, 2 учитель работает за проектором.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд 1 «Заголовок») Земля в жизнедеятельности человека имеет огромное значение. Издавна люди выращивали на земле растения, которые употребляли в пищу или скармливали домашним животным. Земля для хлебороба всегда была живой материей, наделенной чувствами: землю нельзя было оскорблять ни действием, ни словом. Образ Матери - Земли, Земли - кормилицы веками воспет на территории Украины. Воображение хлебороба создало божества, которые, по его мнению, заботились о плодородии земли. Обрабатывая землю, хлебороб, прежде всего, обращал внимание на ее плодородие, подсознательно правильно определяя те действия, которые составляют основу почвообразующего процесса. Сразу бросался в глаза цвет почвы: "На черной земле больше хлеба"; "Черная земля родит белый хлеб", - любили приговаривать пахари.

3. Тема урока
(слайд 2 «Тема урока»). Ученики делают запись в тетрадь. ТИПЫ ПОЧВ. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

4. Определение задач для учащихся на урок
(слайд 3 «Задачи урока»).
Вы узнаете:
- Что такое почва, плодородие почвы.
- Какие бывают типы почв.
- Какие инструменты необходимы для обработки почвы.
- Ознакомитесь с правилами безопасной работы на школьном учебно-опытном участке.
Вы проведете исследовательскую работу:
 «Влияние научно-технического прогресса на усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда»

5. Актуализация знаний учащихся
(микрофон). (слайды 4,5 «Земли Украины»).
Что вы знаете о том, какое значение в мировой экономике имеют земли Украины?
Как вы думаете, от чего будет зависеть количество урожая?
Что говорит о земле народная мудрость?
Какие пословицы и поговорки вы знаете?

6. Подача учителем нового материала (рассказ с демонстрацией)
Сельскохозяйственное производство — важнейшая отрасль народного хозяйства нашей страны. Оно делится на растениеводство и животноводство. И та и другая отрасль, так или иначе, зависит от земельных ресурсов. К земельным ресурсам относятся земли, которые используются или могут быть использованы для сельского или лесного хозяйства, градостроительства и пр. Территория Украины составляет 60,4 млн. га. В Украине сельскохозяйственные угодья составляют 70,3 % площади всех земель, т. е. 42,4 млн. га. Среди них пахотные земли занимают в среднем 55% площади, а в отдельных областях более 80%. В сельском хозяйстве часто используется термин «почва» Ученики делают записи в тетради. (слайд 6 «Запись в тетрадь»).
Почва - верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения. Почвы представляют собой весьма сложную и динамичную смесь из мельчайших частиц выветренных горных пород и органических веществ, называемых гумусом, а также различных растительных и животных сообществ. Гумус - органическая часть почвы, являющаяся продуктом разложения остатков растений и животных. Черви делают большое количество ходов в почве, увеличивая тем самым ее пористость; в результате своей жизнедеятельности насыщают ее органическими отходами. Поэтому земли, где много червей, с удовольствием осваивались крестьянами; тут высеивали требовательные культуры, сажали овощи. Большую часть всех сельскохозяйственных угодий Украины и 60% пахотных земель составляют черноземы. Черноземы - это самые плодородные почвы. Плодородие почвы - свойство почвы давать большой урожай. Черноземами называют почвы, которые имеют темный цвет. Но лучше распознавать почвы в соответствии с содержанием в них основных почвенных элементов: глины, ила и песка. Размеры и пропорции содержания в составе почвы этих минеральных частиц во многом определяют свойства почвы. Песчаная почва - сухая, легкая, хорошо проницаемая почва, легко обрабатывается, но относительно неплодородная. Большая проницаемость приводит к необходимости частого полива и удобривания, однако они быстро прогреваются весной и легко удобряются органикой. (слайд 7 «Типы почв»). Илистые почвы - более плодородны и обладают лучшими водоудерживающими свойствами, чем песчаные почвы, но зато легче уплотняются. Песчаные и илистые почвы имеют в своем составе низкое содержание частиц глины. (слайд 8 «Типы почв»). Торфяные почвы - темный торф, богатый органическим веществом, хорошо удерживает влагу. Органические или торфянистые почвы, как правило, влажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и известкованы, прекрасно обеспечивают рост и развитие растений. (слайд 9 «Типы почв»). Меловые почвы - неяркие меловые или известковые почвы довольно мелкие и легко проницаемые, характеризуются средним плодородием. (слайд 10 «Типы почв»). Глинистые и суглинистые почвы - тяжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом. (слайд 11 «Типы почв»). Тип почвы на своём участке вы можете определить следующим способом. Разомните в пальцах небольшое количество влажной почвы. Песчаная почва не будет прилипать к пальцам или слипаться в комок, хотя песчанистый суглинок несколько более клейкий, чем просто песок. Илистая почва довольно гладкая или даже мылкая на ощупь. Илистый грунт может сохранять отпечаток, если его надавить пальцем. Глинистая почва довольно плотно слипается, и ее можно скатать в цилиндр. Тяжелые глинистые почвы можно даже раскатать в очень тоненькую колбаску. Все глинистые почвы липкие на ощупь и слегка тяжелые. Торфяные почвы темные на вид, почти черные и рыхлые. Меловые почвы самые светлые, белесые и рассыпчатые. Тип почвы определяет ее обработку. Для обработки почвы на небольших участках используют ручные инструменты.
При показе слайдов используется актуализация жизненного опыта и знаний учащихся. Учащимся предлагается по желанию рассказать об инструментах, используемых для обработки почвы (инструменты будут показаны на экране). Учитель дополняет и обобщает рассказ ученика. Лопаты садовые. (слайд 12 «Инструменты») Предназначаются для весенней и осенней перекопки почвы с заделкой удобрений, выкопки посадочных ям, канав, траншей, растений, разбрасывания почвы, удобрений и т. д. Универсальной лопатой перекапывают почву, копают ямы для посадки сеянцев и саженцев, делают грядки и клумбы. Для перекопки почвы с заделкой органических удобрений удобна перекопочная лопата с более широким лезвием. Выбор лопаты ДЛИНА. Поставьте лопату рядом с собой: ее черенок должен быть на 10 см ниже вашего плеча. Если черенок выше, его следует подпилить. ЧЕРЕНОК. Выбирайте лопату с черенком из дерева твердых пород, например, из дуба или осины, - последний хорошо впитывает влагу, поэтому потные руки по нему скользить не будут, а стало быть, мозолей вы при работе не натрете. ЛЕЗВИЕ. Лучше выбрать титановое: не погнется и не затупится. Обратите внимание на крепление лезвия к черенку. Оно должно быть на болтах или на металлическом кольце-стяжке. Если лезвие просто насажено на черенок и никак не закреплено, то через месяц-другой интенсивной работы оно начнет болтаться, соскочит или сломается. Аналогично подбирают вилы, грабли, мотыги, полольники Вилы садовые. (слайд 13 «Инструменты») Они бывают двух-, трех- и четырехрожковые. Используются для перекопки и рыхления почвы в приствольных кругах плодовых деревьев, в рядах ягодников, на грядах, для выкопки корнеплодов. Необходимы также для аэрации (проветривания) почвы под газоном. Они легко входят в почву и глубоко рыхлят ее, не перерезая корней растений. Процесс работы вилами для вспашки такой же, как с лопатой. Мотыги. (слайд 14 «Инструменты»)Применяются для обработки поверхностного слоя почвы с одновременным уничтожением сорняков в период вегетации, а также для окучивания растений. Универсальной мотыгой рыхлят каменистые и тяжелые почвы, обрабатывают почву между плотно растущими посадками. Грабли. (слайд 15 «Инструменты») Предназначены для выравнивания почвы после перекопки, измельчения комьев, вычесывания и сгребания корневищ и сорняков, листьев, мусора, веток и пр. Грабли веерные. Имеют загнутые и зафиксированные в форме веера стальные прутья. Предназначены для уборки листьев и другого мусора на садово-огородном участке. Особенно удобны при обработке почвы под кустами. Жесткие веерные грабли более удобны, чем обычные садовые грабли, для расчесывания (прогребания) газона после интенсивных нагрузок, связанных с вытаптыванием, и перед стрижкой. Рыхлители. (слайд 16 «Инструменты») Они бывают трех- и пяти- рожковые. Удобны для глубокого рыхления уплотнившейся почвы в приствольных кругах и под кустарниками. Острые зубья позволяют вычесывать корневища сорняков. Комбинированные рыхлители снабжены дополнительно тяпкой для окучивания растений, поделки борозд и лунок при посадке рассады и цветочных культур. Полольники. (слайд 17 «Инструменты») Хорошо подрезают корни сорняков на небольшой глубине и одновременно разрыхляют почву. Некоторые модификации представляют собой обоюдоострое качающееся лезвие. За счет качения и двусторонней заточки у него нет холостого хода: он всегда врезается в землю и подрезает растения на глубине 2 - 6 см. Уход за садовыми инструментами Ручные садовые инструменты требуют определенного ухода: металлические части инструментов следует очищать от земли и смазывать, желательно сразу по окончании работы. Хранить их надо в сухом помещении. Это делается не только из эстетических соображений, но и потому, что с заржавевшим инвентарем труднее работать и срок его службы короче, чем у инструментов, которые после работы моют, сушат и протирают промасленной ветошью.

7. Физкультминутка. (слайд 18)
Физкультминутка проводится в виде инсценированного стишка:
 Сказала лопата: «Земля - чтобы рыть».
 Сказали ботинки: «Земля - чтоб ходить».
 Пришел человек и поклон свой отдал.
 «Земля - чтобы жить!» - вот так он сказал.

8. Творческая работа «Исследование влияния научно-технического прогресса на усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда» (слайды 19, 20, 21 «Инструменты»)
Для проведения творческой работы учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека.
Вступительный инструктаж учителя:
2 учитель проводит инструктаж, 1 учитель проверяет организацию рабочего места. Посмотрите на слайды и, используя свои знания, напишите группой небольшое сочинение на тему: «Влияние научно-технического прогресса на усовершенствование сельскохозяйственных орудий труда». Готовое сочинение будет зачитано вслух, мы его обсудим и обобщим.
Поскольку учащиеся этой возрастной категории еще не знакомы с правилами проведения дискуссий, цель учителей на данном этапе урока продемонстрировать наглядно образец ее проведения. Когда работа учащихся завершена, учителя начинают дискуссию о преимуществах и недостатках механизированных орудий труда, демонстрируя учащимся правила ведения диспута. Учащиеся продолжают диспут и самостоятельно делают выводы.

9. Самостоятельное изучение учащимися правил охраны труда.
Для этой работы учащимся раздаются файлы «Страничка ученика» с правилами техники безопасности и санитарии во время работы на школьном учебно-опытном участке.

10. Закрепление знаний.
Проводится в форме игры «домино» в тех же группах. (см. в приложении)

11. Подведение учителем итогов урока:
- Сообщение учителя о достижениях целей урока;
- Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;
- Сообщение темы следующего урока;
- Задание учащимся для подготовки к следующему уроку.
 
Уборка рабочих мест.
 
 
Страничка ученика
 
+ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРИИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Перед работой
- Перед работой наденьте рабочую одежду.
- Переносите заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы и др.) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит ваших товарищей от травм.
Во время работы
Вскапывая почву лопатой, работайте попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 мин). Это предупредит искривление позвоночника.
- Выполняйте только те виды работы, которые поручены учителем.
- Работайте только исправными инструментами (держатели должны быть отшлифованы)
- Работайте только обутыми. Обувь оберегает от порезов и уколов.
- При переносе земли или удобрений на носилках не перегружайте их. Соблюдайте санитарно-гигиенические нормы.
- При переносе тяжестей равномерно нагружайте обе руки.
- Соблюдайте указанный учителем ритм работы. Во избежание переутомления делайте в работе 10-минутные перерывы через каждые 20…30 минут по указанию учителя.
- Работая лопатой, следите за тем, чтобы не поранить ноги. Не перегружайте лопату землей: нагружайте лопату землей на 1/3 штыка.
- Применяйте инструменты только по назначению.
- Нельзя оставлять в траве грабли, полольники, мотыги.
- Работая с почвой руками, надевайте перчатки.
После окончания работы
- По окончанию работы очистите и сложите инвентарь в установленном месте.
- После окончания работы почистите одежду и обувь, вымойте руки и лицо с мылом, обратите внимание на чистоту ногтей.

Категория: Растениеводство | Добавил: Лучик (22.11.2009)
Просмотров: 8072 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Поиск


Календарь

Архив записей

Наши сайты



Друзья сайта

http://trudove.org.ua/- Учителю трудового навчання

Торезcкая школа-интернат

Наши друзья

Copyright MyCorp © 2024