Класс 5 Урок 3 Тема.Виды овощей и условия их выращивания Раздел № 4: Технология выращивания растений.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока: • Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий о группах овощей, об их требованиях к условиям окружающей среды, о сооружениях защищенного грунта, способствовать актуализации жизненного опыта учащихся. • Развивающая: способствовать развитию образовательной, информационной, социальной, поликультурной, коммуникативной компетентностей учащихся. • Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе. • Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли с/х - растениеводства. • Научно-исследовательская: исследование зависимости условий выращивания овощей от места их происхождения.
Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база: • Мастерская трудового обучения; • Проектор, экран, ноутбук; 2. Дидактическое обеспечение: • Рабочая тетрадь; • Учебное пособие «Трудовое обучение. 5 класс» (Ильницкая Т. В., Лебеденко С. Г.); • Компьютерная презентация «Виды овощей и условия их выращивания»; • Материалы для исследовательской работы (карточки); • Материалы для контроля знаний учащихся: - Карточки-задания «Подумай и ответь» по ПРЕДЫДУЩЕМУ УРОКУ; - Лото. Методы обучения: рассказ, наглядный (компьютерная презентация), работа с учебным пособием, игра «Лото», исследовательская работа «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения». Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа. Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, география, технология выращивания растений. Понятия и термины: овощеводство, овощи, группы овощей: капустные, корнеплоды, клубнеплоды, луковые, плодовые, зеленные и пряновкусовые; однолетние, двулетние и многолетние, защищенный грунт, парники, теплицы, рассада. Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний, закрепления изученного на уроке и актуализации жизненного опыта.
II. Ход урока:
1. Организационный момент: (слайд 1) • Приветствие; • Назначение дежурных в классе; • Проверка наличия учащихся; • Заполнение учителем классного журнала; • Проверка готовности учащихся к уроку; • Настраивание учащихся на работу.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд 2) Овощеводство – отрасль сельского хозяйства, изучающая разнообразие форм овощей, особенности их биологии, требования к факторам внешней среды и наиболее совершенные приемы выращивания культур для получения высоких урожаев лучшего качества. Овощи — повседневный продукт питания, незаменимый источник различных витаминов, минеральных солей, эфирных масел и фитонцидов, крайне необходимых для здоровья и гармоничного развития человека. Употребление разнообразных свежих овощей в пищу способствует правильному обмену веществ, предохраняет человека от заболеваний и поднимает производительность его труда. 3. Тема урока (слайд 3 «Тема урока»). Ученики делают запись в тетрадь. ВИДЫ ОВОЩЕЙ И УСЛОВИЯ ИХ ВЫРАЩИВАНИЯ.
4. Определение задач для учащихся на урок (слайд 4 «Задачи урока»). Вы узнаете: • Какие бывают группы овощей; • Какими должны быть условия для выращивания овощей; • Что такое защищенный грунт; • Что такое рассада.
Вы проведете исследовательскую работу: «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения».
5. Актуализация знаний учащихся (микрофон).
• Какие вы знаете овощи? • Как вы думаете, какие овощи можно объединить в одну группу? • Нужны ли для выращивания овощей специальные условия? • Какими должны быть условия выращивания овощей?
6. Подача учителем нового материала (рассказ с демонстрацией) (слайд 5) Овощеводство – отрасль сельского хозяйства, изучающая разнообразие форм овощей, особенности их биологии, требования к факторам внешней среды и наиболее совершенные приемы выращивания культур для получения высоких урожаев лучшего качества
Овощи успешно растут и дают урожай и у экватора, и за полярным кругом. К овощным культурам относят одно-, двух- и многолетние травянистые растения, сочные части или плоды которых человек употребляет в пищу. Общее количество видов овощей, которые используют в пищу, в настоящее время около 1200. Примерно 50% из них возделывают, а остальные дикорастущие, их собирают в природных условиях. Для удобства изучения все овощи можно разделить по хозяйственным признакам (особенностям выращивания) на следующие группы (ученики делают записи в тетради по слайдам) (слайд 6) группы овощей: капустные, (слайд 7) корнеплоды, (слайд 8) клубнеплоды, (слайд 9) луковые, (слайд 10) плодовые, (слайд 11) зеленные и пряновкусовые (слайд 12) По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние. - Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры. - Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста. - Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие. (Ученики делают записи в тетради) Овощи бывают: однолетние, двулетние и многолетние. (слайд 13)
«Требования овощных культур к условиям окружающей среды» учащиеся изучают самостоятельно по учебному пособию «Трудовое обучение. 5 класс», стр.155-157.
7. Физкультминутка. (слайд 14) Физкультминутка проводится в виде инсценированного стишка Сказала лопата: «Земля - чтобы рыть». Сказали ботинки: «Земля - чтоб ходить». Пришел человек и поклон свой отдал. «Земля - чтобы жить!» - вот так он сказал.
8. Исследовательская работа «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения» (слайд 15) Для проведения исследовательской работы учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает карточку с названием группы овощей. Вступительный инструктаж учителя:
Посмотрите на слайд и, опираясь на свои знания и используя условные обозначения на карте, определите зависимость условий выращивания данной группы овощей от места происхождения. Готовую работу презентовать одноклассникам. Актуализация жизненного опыта учащихся: - А теперь подумайте, что нужно сделать если вы вдруг захотите выращивать овощи не на их родине? - Какие сооружения вы видите на экране? (слайд 16) - Для чего они предназначены? Учитель дополняет ответы учащихся и переходит к понятию «рассада». (слайд 17)
9. Закрепление знаний. Игра «Лото»
Проводится в форме игры «Лото» в тех же группах. (см. в приложении)
10. Подведение учителем итогов урока:
• Сообщение учителя о достижениях целей урока; • Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся; • Сообщение темы следующего урока; • Задание учащимся для подготовки к следующему уроку.
11. Уборка рабочих мест.
Подумай и ответь!
1. Вставь пропущенные слова:
А) …………………. - прием обработки почвы, предшествующий вспашке и обеспечивающий частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков
Б) ………………………… обработка почвы, приводящая к рыхлению поверхностного слоя и уничтожению сорной растительности на незанятых площадях и междурядьях
В) ………………………… применяется на 2-3 день после сильного дождя для обеспечения доступа воздуха к корням, разрушения корки и для того чтобы закрыть влагу в почве.
Г) Для пополнения запаса питательных веществ, которые ежегодно выносятся из почвы урожаем растений, применяют ………………….
Д) ………………………… прием обработки почвы, обеспечивающий оборачивание и рыхление обрабатываемого слоя, а также заделку удобрений и остатков растений
Е) …………………………. обработка почвы, заключающаяся в уничтожении всходов сорняков.
Слова для справок: Удобрения, прополка, лущение, рыхление почвы, культивация, вспашка.
2. Разбейте приведенные ниже понятия на две группы, в зависимости от времени обработки почвы.
Карточки для исследовательской работы «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения»
Карточка №1 Тема работы: «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения» Для проведения творческой работы объединитесь в группы по 3-4 человека.
Посмотрите на слайд и, опираясь на свои знания и используя условные обозначения на карте, определите зависимость условий выращивания данной группы овощей от места происхождения. Готовую работу презентовать одноклассникам.
ГРУППА Капустные
Карточка №2 Тема работы: «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения» Для проведения творческой работы объединитесь в группы по 3-4 человека.
Посмотрите на слайд и, опираясь на свои знания и используя условные обозначения на карте, определите зависимость условий выращивания данной группы овощей от места происхождения. Готовую работу презентовать одноклассникам.
ГРУППА Корнеплоды
Карточка №3 Тема работы: «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения» Для проведения творческой работы объединитесь в группы по 3-4 человека.
Посмотрите на слайд и, опираясь на свои знания и используя условные обозначения на карте, определите зависимость условий выращивания данной группы овощей от места происхождения. Готовую работу презентовать одноклассникам.
ГРУППА Луковые
Карточка №4 Тема работы: «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения» Для проведения творческой работы объединитесь в группы по 3-4 человека.
Посмотрите на слайд и, опираясь на свои знания и используя условные обозначения на карте, определите зависимость условий выращивания данной группы овощей от места происхождения. Готовую работу презентовать одноклассникам.
ГРУППА Клубнеплоды
Карточка №5 Тема работы: «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения» Для проведения творческой работы объединитесь в группы по 3-4 человека.
Посмотрите на слайд и, опираясь на свои знания и используя условные обозначения на карте, определите зависимость условий выращивания данной группы овощей от места происхождения. Готовую работу презентовать одноклассникам.
ГРУППА Плодовые
Карточка №1 Тема работы: «Зависимость условий выращивания овощей от места происхождения» Для проведения творческой работы объединитесь в группы по 3-4 человека.
Посмотрите на слайд и, опираясь на свои знания и используя условные обозначения на карте, определите зависимость условий выращивания данной группы овощей от места происхождения. Готовую работу презентовать одноклассникам.