Тема. Украинская вышивка – традиционный вид украшения одежды
Цель. 1. Обеспечить усвоение учащимися знаний о традициях украинского народа, о техниках выполнения вышивок, а также знаний о техни-ческой культуре, организации рабочего места, правил техники безопасности. Обеспечить формирование у учащихся умений работать с информа-цией и выполнять шов «штаповка». 2. Обеспечить развитие у учащихся умственных способностей, памя-ти, навыков ручной работы. 3. Создать оптимальные условия для развития у учащихся желания участвовать в трудовом процессе, создавать красивые вещи, под-держивать традиции своего народа.
Оснащение. Файлы «Техники выполнения вышивок», «Шов «штаповка», «кривулька», ответы на вопросы. Вышитые изделия с разными техниками выполнения, наглядное пособие: «Нити и ткани для вышивания», оценочные карточки пяти цветов по количеству детей. Вышивальные наборы: несколько лоскутов разных вышивальных тканей, несколько пучков ниток разных цветов, иглы, ножни-цы. Предмет труда. Информация, вышивка Тип урока. Комбинированный урок приобретения учащимися новых зна-ний и формирования умений и навыков.
Оформление доски. Тема: Украинская вышивка – традиционный вид украшения одежды Тема на доске должна быть закрыта. Ее открываю, когда дети произнесут ее сами.
Критерии качества: - Вышивальная нить закреплена без узла. - Стежки имеют одинаковую длину и лежат так, как предполагает технология выполнения, - Вышивальная нить лежит ровно, красиво, не стяги-вает ткань и не провисает.
Ход урока.
I. Организационная часть. Приветствие. Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку. Назначение дежурных.
II. Сообщение нового материала.
1.Сообщение темы и задания урока.
Удивительно, так много красивых девчонок в одном классе я еще не видела. У вас, что, в школу принимают только красивых детей? ! Важный момент для снятия напряжения и нахождения контакта с учениками.
Возможно, кто-то из вас, когда подрастет, будет участвовать в конкурсе красоты. А вы знаете, что обязательным для первых красавиц планеты яв-ляется конкурс, где они должны выйти в национальных костюмах. Совсем недавно в «мисс Вселенная» наша Украиночка вышла в таком шикарном платье. Огромное, длинное, пышное внизу, все белое, как свадебное и отде-ланное украинской вышивкой в красно-черных тонах. Платье было настоль-ко яркое и красивое, что многие высокопоставленные лица с других стран приехали заказать себе наряды в Украину. ! Ассоциативное подведение учеников к определению темы урока
Посмотрите вокруг. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Показать тему на доске, после того, как ее определят ученики. В слу-чае необходимости подвести наводящими вопросами. А задача наша: узнать, какими способами можно создавать выши-вальные швы и научиться делать один из видов выши-вальных швов, применяемых в украинской вышивке. ! Обозначена тема и задачи урока 2. Мотивация Вышивка – один из старинных и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искус¬ства. Невозможно точно сказать, когда впервые появились вышитые изде-лия на местности, которую сейчас называют Украиной. Но мы точно зна-ем, что вышивка стала неотъемлемой частью жизни украинского народа.
Украшенные вышивкой декоративные ткани бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Даже здесь есть работы сделанные бабушками учениц. Посмотрите вокруг. Разве сможет сравниться белый кусок ткани с этим полотенцем, а уберите вышивку с этой блузы и она станет невзрач-ной ночной сорочкой. Вы сегодня попали в музей народного творчества. Эти работы – это уже история, написанная такими же девочками, как и вы. Я могла бы рас-сказать о каждой ученице, что их делала. А вы хотите, чтобы о вас помнили, как об искусной мастерице? ! Методы – рассказ, демонстрация изделий, побуждение учеников к обучающей деятельности. Выявляют связь поколений, дают положительную установку на начало учебной деятельности.
3. Раскрытие содержания вопросов, которые изучаются. Тогда давайте начнем с основ. Украинская вышивка - это далеко не только вышивка крестом. Существует огромное разнообразие вышивальных швов, которые украинские мастерицы умело применяли в своих работах. Назовите швы, которые вы уже знаете? Ученики называют швы А теперь найдите в тексте на листах, которые лежат перед вами названия еще неизвестных вам швов – они выделены курсивом. Ученики называют швы Эта работа оценивается раздачей белых карточек за каждый ответ. ! Актуализация знаний плавно переходит в изложение нового мате-риала устами детей. Методы – самостоятельный поиск информации, само-стоятельная работа с пособием, самостоятельное изложение материала.
Вот видите, как много! И каждый из них имеет определенную технику выполнения. Прочитайте, какие бывают техники. Учащиеся изучают новый материал самостоятельно. Потом идет проговаривание нового материала устами учеников под руководством учителя с демонстрацией техник на изделиях. !Методы – самостоятельный поиск информации, самостоятельная ра-бота с пособием, самостоятельное изложение материала учеником, нагляд-ность. Ученик побуждается и учится владеть монологичным языком
Сегодня мы изучим шов, который называют «штаповкой». Второй похожий шов «кривулька» вы сделаете, если успеете в классе, а нет, тогда – дома. IV. Вводный инструктаж. Но сначала вспомним основы: - Что необходимо иметь для вышивания? (показать нитки, объяснить, какую необходимо иметь ткань для счетных видов швов) - С чего начинается вышивание? - Какие правила нужно помнить, чтобы правильно органи-зовать работу? - Какие правила безопасности? !Методы – повторение полученных раннее знаний с целью примене-ния их на практике Физкультминутка: одна половина учеников – приносит кар-тинки с девушками учителю, вторая половина учеников – забирает коробочки – вышивальные наборы - с другой стороны класса
Переверните листы. Перед вами инструкционные карты выполнения швов. Они наглядно показывают, как шаг за шагом сделать шов. Прочтите внимательно. В коробочках вы найдете инструменты и материалы. Присту-пайте к работе. Того, кто первый самостоятельно сделает качественный об-разец шва, длиной 10 см, ожидает сюрприз. Время работы -……… Критерии качества вы видите на доске. !Методы – инструктаж, побуждение заинтересованности к продуктив-ной деятельности. Физкультминутка ненавязчива.
V. Практическая работа и текущий инструктаж. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Включить спокойную музыку! Во время работы учитель контролирует работу учащихся, указывает на не-дочеты или ошибки, смотрит, как соблюдаются правила безопасной работы. Оценивает учащихся, выдавая им цветные карточки. Можно пояснить цвет карточки традиционным восприятием цвета украинским народом - красная – 6 баллов (тепло, свет, любовь – красивая работа) - зеленый - 5 баллов (молодость, незрелость – немного не доделанная работа) - синий – 4 балла (вода, все течет – все изменяется. Доработать!) - черный – 3 балла (скорбь – учиться еще!) !Методы – инструктаж, самостоятельный поиск информации, само-стоятельная работа с инструкционной картой, практическая деятельность, самопроверка и оценивание, наглядное пояснение оценивания.
4. Закрепление материала, изученного на уроке. Сложите листы в свои тетради. А сейчас ответьте на данные вам вопросы. Учитель раздает листы-опросники. Допишите недостающие слова. Время на работу ……. Поменяйтесь листами с соседом. Проверьте работы друг друга. Каж-дый правильный ответ – 1 балл. Максимум – шесть балов. Прибавьте эти баллы к той карточке, что получили за вышивание. Вы определили свою оценку. Если вы получили белые карточки (каждая из них – 0,5 балла), можете добавить эти балы или перенести их на следующий урок. !Методы – повторение нового материала путем прочтения вопроса, который почти полностью повторяет материал, взаимооценивание. Развитие логического мышления, установление связей, распознавание главного. Ученик сам выводит оценку своей деятельности и видит насколько она справедлива.
VI. Заключительный инструктаж. Подведение итогов урока. Сегодня мы с вами узнали, что вышивка – просто удивительно может украсить одежду, что существует много вышивальных швов, что есть разные техники выполнения….. Научились вышивать но-вый шов. Этим швом можно заполнять узоры с пустым простран-ством. Как, например, те, что есть у вас на листе. Попробуйте дома создать свой орнамент.
Домашнее задание: создать орнамент, вышить шов, принести ткань для вышивания салфетки.
Уборка рабочих мест. !Подведен итог урока. Определено главное. Даны четкие инструкции насчет выполнения домашнего задания.
Страничка ученика.
ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫШИВОК
В зависимости от способа нанесения стежков, различают вышивку односто-роннюю и двухстороннюю. Односторонняя вышивка имеет основной рисунок только с одной стороны. К такой вышивке относятся следующие техники: «поверхница», «бегунец», «ретязь», «крестик», «верхоплут» и др. Двухсторонняя вышивка имеет практически одинаковый рисунок как с лице-вой стороны, так и с изнаночной. Это – «назад игла», «стебельчатый» шов, «шта-повка», «кривулька», «сосновка», «двухсторонняя гладь» и др.
Если техника выполнения вышивки связана с частичным удалением нитей тка-ни («мережки»), а так же с вырезыванием и выкалыванием на ткани, то ее называют прозрачной. Вышивки, выполненные в глухой технике, выполняются без измене-ния структуры полотна.
Когда для выполнения вышивки требуется считать нитки ткани, то такую тех-нику вышивания называют счетной техникой. К такой технике относятся: «кре-стик», «набирание», «занизывание», «вырезывание», «выкалывание», «качалочки», разнообразные виды «мережек» и др. Когда при вышивании не нужно считать нитки ткани, вышивку называют сво-бодной. Яркий пример такой техники – художественная гладь.
Для отделки ткани очень часто применяют одновременно несколько техник вышивания. Удивительная сообразительность и талант проявились в умении украинских мастериц соединять различные техники для достижения художественной выразительности изделия.
+ Повторите правила безопасной работы с ручными инструментами.
Шов «двухсторонняя штаповка»
Выполняется справа налево через один стежок по узору. Стежки вышива-ют параллельно нитям основы и утка ткани. Все стежки делают одинаковой длины: на 3…5 нитей ткани.
1. Закрепите нить в правом нижнем уг-лу ткани.
2. Введите иглу через 3…5 нитей влево вдоль нитей ткани, и выведите через 3…5 нитей вверх.
3. Повторите то же самое столько раз, сколько требует узор.
4. Поверните работу и выполните про-пущенные стежки.