Конкурс можно проводить в рамках предметной недели по трудовому обучению, а также в рамках декады по правовому воспитанию. Участниками конкурса могут быть команды 8 – 11 классов. Методика проведения конкурса предусматривает три этапа. Первый этап – «Из истории профессии». Учитель заранее готовит перечень профессий, которыми люди занимались в старину. Например: кузнец, гончар, ткач, извозчик, скорняк, вышивальщица, прядильщица и т.д. Согласно жеребьевке команды выбирают профессии для защиты. Методика проведения первого этапа предполагает подготовку и демонстрацию компьютерной презентации «Из истории профессии» с использованием мультимедийного проектора. Компьютерную презентацию команды готовят самостоятельно, что способствует совершенствованию уже имеющихся навыков работы с компьютером, со справочной литературой, развитию творческих способностей учащихся, осуществлению межпредметных связей (литература, история, искусство). Регламент выступления команды составляет 2-3 минуты. Оценивается: 1) глубина и охват материала о профессии; 2) последовательность и логичность; 3) подача материала.
Второй этап – «И споем, и расскажем». Второй этап состоит из двух конкурсов. В каждом принимают участие по три представителя от команды. В первом конкурсе участники должны вспомнить песни, в которых встречаются названия профессий. Во втором конкурсе участники должны вспомнить пословицы и поговорки о труде. И в первом, и во втором конкурсе побеждает команда, которая последней назовет песню или пословицу. Подготовка ко второму этапу предусматривает работу учащихся с художественной и справочной литературой, работу с Интернетом, сборниками песен.
Третий этап – «О профессии и в шутку, и всерьез». Задание третьего этапа конкурса представляет собой рекламу профессии. Учитель готовит перечень современных профессий. Согласно жеребьевке команды выбирают одну из них для рекламы. Методика проведения третьего этапа предполагает дополнительную подготовку учащихся: подбор материала о профессии (значение и место в обществе, социальная востребованность; знания и умения, необходимые для работы; требования к личностным качествам; пути получения профессии), написание сценария, подбор музыки и костюмов. Реклама профессии может быть представлена с использованием элементов театрализованного представления или литературно-музыкальной композиции. Учитель координирует подготовительную работу команд, присутствует на репетициях, вносит коррективы. Регламент выступления команд составляет 10 минут. Оценивается: 1) информационная насыщенность; 2) исполнительское мастерство; 3) наглядность; 4) оформление; 5) культура подачи.
Методические материалы, подготовленные к конкурсам, соответствуют стандартам образования и основаны на личностно-ориентированном подходе к образованию, который способствует развитию практического мышления на основе таких доступных учащимся мыслительных действий, как сравнение, анализ, умение создавать план действий, что является базой для формирования деловитости, необходимой в современной жизни. Участие в воспитании поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений является одной из задач курса «Основы выбора профессии». Проводимые конкурсы помогают учащимся 8 – 11 классов сформировать свой мировоззренческий аспект относительно профессии, увидеть ее роль и место в окружающем мире, а также оценить эту профессию как сферу приложения личностных возможностей.
Сценарий конкурса «Защита профессии»
Цель: в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии; развивать умения и навыки при работе со справочной литературой, новыми информационными технологиями; воспитывать культуру речи. Оформление: надпись «Все работы хороши, выбирай на вкус», иллюстративный материал, высказывания о труде. Оборудование: музыкальный центр, экран, мультимедийный проектор, фортепиано. Участники: 9-А, 10-А, 10-Б классы. Структура мероприятия: 1. Из истории профессии. 2. Песни, где встречаются названия профессий; пословицы о труде, сложи название профессии. 3. О профессии и в шутку, и всерьез.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, учителя, гости нашего праздника, уважаемые члены жюри! День сегодня – совсем особенный! Собрались мы сюда, друзья, Чтоб восславить профессии разные – Это сделаем… Вы и я! Сегодня у нас конкурс, конкурс, который называется «Все работы хороши – выбирай на вкус!» Нет более верного и надежного лекарства от скуки и лени, чем любимое дело. Вы уже в том возрасте, когда все чаще задаешь себе вопрос: «Кем быть? Куда пойти учиться?» Вы стоите на старте нелегкой, но интересной дистанции выбора, а в будущем овладения профессией. Я хочу пожелать вам от всей души настойчивости, терпения и трудолюбия. Пусть не огорчат вас и не заставят сойти с дистанции никакие барьеры первых трудностей. Пусть не испугают и не отвратят от избранной цели ухабы и рытвины разочарований, которые на самом деле есть лишь преодоление детского романтизма и представлений о том, что можно чего-то добиться в жизни, не прилагая к тому никаких усилий. Если вы способны на это, если в вашем характере есть настойчивость и сильна ваша воля, то вы обязательно дойдете до цели. И наградой вам будет обретенный профессионализм. Всегда возникает уважение к человеку, о котором говорят: «Профессионал». Это – высшая оценка человека, неважно кто он: инженер или хирург, сантехник или милиционер. И такие люди есть не только среди ваших учителей и будущих наставников. Они есть и среди вас. Начинают наш конкурс «Все работы хороши – выбирай на вкус» профессионалы своего дела, участники танцевального коллектива «Ралеве» Даша Свечкарева и Даша Прихно. ВЫСТУПЛЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА Как я уже сказала у нас сегодня конкурс. Оценивать наших конкурсантов будет независимое жюри в составе:
Представление жюри
Соревнуются 3 команды: команда 9-А класса, команда 10-А класса и команда 10-Б класса. Ребятам предстоит принять участие в трех конкурсах: 1. Из истории профессии, где команды представят компьютерную презентацию. 2. Во втором конкурсе мы вспомним песни, в которых встречаются названия профессий и пословицы о труде. 3. Домашнее задание: о профессии и в шутку, и всерьез, где ребята должны сделать рекламу профессии.
Представителей команд прошу подойти для жеребьевки.
Итак, все точки над «и» расставлены. Можно начинать. Объявляется первый конкурс: Из истории профессии.
СОГЛАСНО ЖЕРЕБЬЕВКЕ КОМАНДЫ ПОКАЗЫВАЮТ КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ: (профессии выбраны заранее; материал для презентации учащиеся готовили самостоятельно).
9-А класс – профессия «гончар» Презентация содержит следующий материал: 1. Кто такой гончар? 2. Гончарство в Греции. 3. Место гончарства в изучении профессий. 4. Интересно знать. 5. Примеры работы гончара.
10-А – кузнец Презентация содержит следующий материал: 1. Почему день 14 ноября назван днем кузнеца? 2. История профессии. 3. Основные орудия труда. 4. Художественная ковка. Кроме того, каждый слайд презентации содержит картинки с изображением изделий, а так же пословицы о кузнецах и кузнечном деле.
10-Б – ткач Презентация содержит следующий материал: 1. Кто такой ткач? 2. Из истории профессии. 3. Что показывают раскопки? 4. Ткацкие станки древних славян. 5. Изображения станков, изделий. 6. Ткачество и фольклор. 7. Ткачество и современность.
Учитель: Жюри подводит итоги первого конкурса. А я хочу пригласить в зал ученицу 9-А класса, которая уже давно определилась в выборе профессии. Аня Тупалова решила связать свою судьбу с музыкой. Слушая произведения в ее исполнении, словно погружаешься в чарующий мир звуков. Может, в скором будущем мы услышим об Ане, как об известной пианистке.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Учитель: Для участия во втором конкурсе «И споем, и расскажем» я приглашаю по три представителя от каждой команды. Конкурс состоит из нескольких этапов: 1) Вспомнить песни, в которых встречаются названия профессий, и пропеть куплет. Команда, которая последней назовет песню – победила. 2) Назвать пословицы о труде. Команда, которая последней назовет пословицу – победила.
ЖЮРИ ГОТОВО ОГЛАСИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ДВУХ КОНКУРСОВ
Учитель: Внимание! Я объявляю начало третьего конкурса «О профессии и в шутку, и всерьез». (Профессии, согласно жеребьевке, распределены заранее; сценарии для данного этапа конкурса учащиеся писали самостоятельно).
Профессию «парикмахер» и в шутку, и всерьез представляет команда 10- А класса.
(Стоит стол, стул, зеркало. Выходит Зверев). Зверев: (говорит по телефону). Да, алло, Ксюша. Да, да. Хорошо. Ну все, звезда цёмает! (подходит к зеркалу) Какой я красавец: какие губки, а волосы! И кому вся эта красота достанется? Вот только нужно бровки пощипать (берет пинцет, входит клиентка, пинцет падает из рук Зверева). Клиентка: Здравствуйте! Зверев: Боже! Девушка, женщина, вы что-то хотели?? Клиентка: Что-нибудь новенькое (поправляет прическу). Зверев: Что тут можно сделать? Ни стиля, ни вкуса. Ну ладно, садись, сейчас что-нибудь придумаем. (За ширмой Зверев делает новую прическу клиентке, а в этот момент идет реклама).
Реклама Ученица: А сейчас некоторые сведения о профессии парикмахер. Ученица: профессия парикмахер всегда актуальна. Какой бы ни была экономическая ситуация в стране, люди всегда будут пользоваться услугами парикмахера. Ученица: Эта профессия очень полезна, так как вы всегда сможете следить за собой и делать других людей красивыми. Зверев (из-за ширмы): КРАСОТА СПАСЕТ МИР! Ученица: Если вы творческая натура, Ученица: Если вы хотите воплощать свои идеи в реальность Вместе: То профессия парикмахера это то, что вам нужно! Ученица: Практически каждый человек может быть парикмахером, так как для этого нужно только ваше желание, а остальному вас научат. Ученица: Но знайте, клиенты бывают разные, поэтому нужно иметь крепкие нервы нашим парикмахерам! (Убирают ширму)
Зверев: Все что мог я сделал, пойдем. Клиентка: Дайте я на себя посмотрю. Зверев: Ты что, звезде не доверяешь? Клиентка: Но я хочу посмотреться в зеркало! (вырывается и подбегает к зеркалу) АААААААААААААА! Что вы наделали? Уберите этот ужас с моей головы! Зверев: Что тебе не нравится? Ну ладно, садись. (Ставят ширму)
Реклама: Ученица: Кстати, где вы можете получить профессии парикмахер. Ученица: Обучат вас почти в любом училище нашего города, а повысить квалификацию, например, в институте им. Поплавского в г.Киеве, либо в его филиалах в г.Донецке и других крупных городах Украины. Зверев (выглядывая из-за ширмы): Или вы можете приобрести уникальное обучающее видео «ТЫ СТИЛИСТ» всего за 29.99! Ученица: И самое главное. Ученица: Хороший парикмахер должен уметь удовлетворить даже самого капризного и безвкусного клиента! (убирают ширму)
Зверев: Ну вот. Клиентка: Это то, что нужно. Спасибо! Звучит музыка. Песня. Поклон.
УЧИТЕЛЬ: Чтоб мужчины были респектабельны, Женщины же очень элегантны, Чтобы чувствовали все себя коммуникабельно, Словно самые изысканные франты, Модельер представит вам наряды модные, Удовлетворит любые вкусы. Он творец, художник, мастер, Труд его – волшебное искусство. 10- Б класс и в шутку, и всерьез расскажет нам о профессии «модельер».
Немая сцена: модельер и модель. Ведущий: (приветственная речь на французском, а затем на русском языке) Здравствуйте уважаемые ценители французской моды! Мы рады приветствовать вас на знаменательном событии в мире блеска, шика и гламурных нарядов. В этот день на свет появляется новая звезда дизайнерства, начинающий модельер с большим талантом и блестящими идеями! Сегодня вы увидите множество ярких красок и эксклюзивных нарядов в замечательном дефиле от мадам Гордэн. Но это будет позже, а сейчас творческий процесс. Модельер одевает свою модель. Появляется корреспондент. Интервью: • - Здравствуйте, мадам Гордэн. Мы представители журнала ELLE, хотели бы задать вам несколько вопросов. • - Добрый вечер. Конечно же, я с радостью отвечу на все ваши вопросы. • - Мы бы хотели знать, почему вы выбрали профессию – модельер, ведь в мире существует множество замечательных профессий? • - Профессия модельер входит в число самых востребованных и желанных в сфере моды. Именно они решают, «что, где и когда» носить модникам и модницам. Модельер – это одновременно и художник, и создатель, и законодатель, и бизнесмен. Настоящий модельер должен хорошо знать все стадии своего ремесла: от создания модели на бумаге до ее показа на подиуме. Это очень сложная и кропотливая работа, но человеку, действительно любящему и умеющему творить – весь этот процесс доставляет огромное удовольствие. Профессия модельер – это мечта всей моей жизни. Еще в детстве я делала наряды своим куклам и надеялась на то, что когда-нибудь их будут носить миллионы женщин и молодых девушек. Мои мечты сбываются, теперь я здесь в Париже, представляю свою коллекцию, и даже не верится, что все так хорошо сложилось в моей жизни. • - Кто помогал Вам в работе над Вашей первой коллекцией? • -Я очень благодарна своим замечательным учителям, великим модельерам – Вячеславу Зайцеву, Валентину Юдашкину, Кристиану Диору. Они раскрыли меня, дали почву для прорастания и помогли сделать свои первые шаги в мире великого и загадочного. • - Что вы можете сказать о своей коллекции? • - Я обещаю вам яркую, интересную и даже неожиданную коллекцию. Я многое в нее вложила и, конечно, с нетерпением жду одобрения зрителей. • - Ну что же, мы желаем Вам удачи, до скорой встречи! • -О ревуар! Ведущий: Ну что же, посмотрим, что из этого получилось! Представляем вашему вниманию свежую коллекцию – «ОСЕНЬ – 2008»! Показ моделей. Финальная песня.
Учитель: ПОВАРА (Р.Рождественский) Земля еще и потому щедра, Что в мире существуют повара!… Благословенны их простые судьбы. А руки – будто помыслы – чисты. Профессия у них добра по сути. Злой человек не встанет у плиты.
Я знаю, что древнее всяких библий Крутые глыбы кулинарных книг… Зазывный запах – терпкий и обильный – На улице, как музыка, возник… Пыхтят в духовке блюда-недотроги. И флотский борщ волнуется впотьмах. И расцветает блин на сковородке. И смачно пузырится бешбармак. Зеленый перец затевает с мясом Общение в серебряном дыму. Наука сочетается с шаманством И торжествует вопреки всему!.. Свершается!.. Сейчас бы грянуть маршам… А повар – белоснежная гора – Среди больших кастрюль Стоит, как маршал, И говорит решительно: «Пора!..» Он все сказал вам. Он не ждет награды. Во взгляде – вопрошающий озноб… И странный отблеск театральной рампы Вдруг заполняет кухню до основ. Пускай твердят про вечность летописцы, Пусть трагик воспевает пыль эпох. А я – о прозе. О еде. О пище. Ведь если где-то существует Бог, Его я вижу у плиты великой, - Распаренного, с черпаком в руке. С загадочною, доброю улыбкой. И – непременно – в белом колпаке. И в шутку, и всерьез профессию «повар» представляет 9-А класс.
Ведущий: Казалось бы, профессия повар знакома всем. Юноши и девушки, оканчивая школу, мечтают о профессиях романтичных и героических. Мало кто стремится стать поваром. Потому что плохо знает, что это за профессия. Ведущий: Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье. Ведущий: Врачи, как известно, дают клятву Гиппократа. Мы составили клятву повара.
Клятва
Ведущий: А еще это такая профессия, которая требует постоянного поиска, творческой фантазии, потому что надо приятно удивлять посетителя каждый раз, когда он заходит в столовую, кафе, ресторан.
Дети представляют блюдо, приготовленное своими руками.
Ведущий: Чье это дело готовить пищу? Ведущий: Сейчас в сфере общественного питания работает много женщин. Однако в старину поварами были только мужчины.
Шуточная песня о поварах (исполняет мальчик)
Ведущий: Кому же можно рекомендовать профессию повара? Прежде всего тем юношам и девушкам, которые любят готовить, проявляя при этом выдумку и фантазию.
Реклама «Если вы любите готовить, хотите придумывать новые, никому не известные блюда, хотите кормить людей вкусно и питательно – выбирайте профессию повара!
Ведущий: А опытные повара говорят: «Работа у нас такая – доставлять людям радость. А иначе, зачем в повара идти?» Ведущий: Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это уже искусство, которому следует долго и упорно учиться. Конечно, существуют книги о кулинарии, в которых описано, как надо варить, жарить, печь, указаны точная дозировка продуктов, десятки и сотни раз проверенные и продуманные рецепты. И все-таки работе повара всегда есть место выдумке, фантазии, изобретательности.
Танец: «Люблю я макароны».
Ведущий: Трудная, но одновременно и увлекательная профессия повара приносит человеку большое удовлетворение: она дает ему возможность ежедневно убеждаться в необходимости и важности своей работы. Ведущий: Талант повара в том, и заключается, чтобы установить свои «тайные»; неведомые для окружающих отношения к продуктам. Ведущий: В таинственной стране, называемой Кулинарией, насчитываются сотни тысяч рецептов блюд, приготовление которых всегда считалось высоким искусством. Научиться чувствовать соотношение продуктов в блюде – значит постичь секреты кулинарии. И чем большего мастерства достигает повар, тем более глубокие знания требуются от него. Настоящий мастер всю жизнь постигает что-то новое для себя в приготовлении блюд, их оформлении перед подачей, освоении и разработке новых технологий приготовления…Да, повар – профессия творческая. Настоящим поваром может стать только талантливый человек: немножко художник, немного музыкант, обладающий эстетическим вкусом, чувством цвета, гармонией.
Учитель: Пока жюри готовится огласить окончательные итоги конкурса, я хочу вам рассказать о профессии «учитель». Учитель соединяет в себе несколько профессий: учитель – это и мама, и воспитатель, и врач, и ученый, и артист. И сейчас для всех присутствующих в этом зале этот музыкальный подарок от учителя.
«ПЕСНЯ О ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ» В ИСПОЛНЕНИИ УЧИТЕЛЯ
Я вижу, что жюри готово огласить итоги конкурса.
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД
Учитель: Выбор профессии – важный вопрос, нельзя его разрешить спонтанно. Прислушайтесь к своему сердцу. Подумайте, чем Вы хотите заниматься и кем Вы хотите стать. Правильно сделанный выбор ответит Вам счастьем и наслаждением от Вашей будущей работы!
Тысячи тропок готовит судьба. Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя, Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли, Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе, Поверь в свои силы, в победу поверь!
Наш праздник окончен. Я благодарю команды за участие, болельщиков за поддержку, зрителей за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
1) Конкурс «Из истории профессии» (2-3 минуты) Оценивается: а) глубина и охват материала о профессии; б) последовательность и логичность; в) подача материала. 2) Конкурс «И споем и расскажем» Побеждает команда, которая последней назовет пословицу о труде или последней споет песню, где встречается название профессии. 3) Конкурс «О профессии и в шутку и всерьез» (до 10 минут). Оценивается: а) реклама профессии; б) исполнительское мастерство; в) наглядность; г) оформление; д) культура подачи.